Статистика

Статистика производства и потребления пива в Чешской Республике. Основные цифры 


Что и в каких количествах пьют чехи? - Вот сводная таблица Статистического управления ЧР «Годовое потребление алкогольных напитков» (литров на одного жителя) / Spotřeba alkoholických nápojů, v litrech/1 obyvatele (zdroj: Český statistický úřad). Таблица получена балансовым методом: учтены общий объем производства, экспорт, импорт, складские запасы.

 

Год / rok

Алкогольные напитки (всего) / Alkoholické nápoje  

В том числе крепкие спиртные напитки (40%) / v tom lihoviny

В том числе вино / v tom vino

В том числе пиво /  v tom pivo

1995

180,2

7,9

15,4

156,9

2000

184,3

8,3

16,1

159,9

2005

188,1

7,8

16,8

163,5

2010

170,8

7,0

19,4

144,4

2011

168,8

6,9

19,4

142,5

 

В Чехии 150-160 пивоварен (это общее число, в которое входят как большие пивоваренные заводы, так и минипивоварни). Некоторые пивоварни закрываются, другие открываются, но общая тенденция – к росту, главным образом за счет минипивоварен.

 

Ежегодное производство пива составляет 18 миллионов гектолитров (1 гектолитр = 100 л). Много это или мало? - Такой объем производства, конечно, нельзя назвать большим, и Чехия не является крупным мировым производителем пива. В Европе сегодня действует примерно 4000 пивоварен (без учета Украины, Белоруссии, Молдовы и России), на которых в год варится почти 400 млн. гектолитров пива. Из них в Германии – 95 млн. гектолитров, в Испании - 35, в Голландии - 25. Еще ряд цифр для сравнения: в Китае производится 500 миллионов гектолитров ежегодно, в США  200, в России 100. 

 

По производству пива Чехия занимает 8-е место в Европе и примерно 20-е место в мире. А лидирующие позиции в Европе и мире Чешская республика занимает по качеству пива, а также потреблению пива на душу населения. 

 

                                                       (На фото: отгрузка готовой продукции на пивоваренном заводе Свияны)

 

Давайте посчитаем:

Пива ежегодно в Чехии производится 18 млн. гектолитров. Из них 3 миллиона идет на экспорт. Завозится из других стран 1 млн. (импорт).

 

Вычитаем и складываем: 18 – 3 + 1 =16 миллионов гектолитров.

Делим на число жителей, которых сейчас 10,5 миллионов чел., вот и получается около 150 литров на душу населения в год.

 

Несмотря на то, что пива выпивается много, чешская нация в целом имеет неплохое здоровье. Такой показатель, как «ожидаемая продолжительность жизни» (očekávaná délka života / life expectancy) по состоянию на 2010 год составил для чешских мужчин 74 года, женщин – 80 лет (в России соответственно 62 и 74).

И, конечно, надо обязательно сказать, что чехам немножко помогают выпивать те самые 18 млн. гектолитров иностранные туристы. Ежегодно их приезжает в Чехию почти 6 миллионов. Но об этом – ниже.

 

Число марок пива (сортов, пивных брендов) достигло отметки 550 и имеет тенденцию к росту. Чехи понимают в пиве, знают его вкус, поэтому оценку предложенному им пиву могут дать по десятибалльной шкале (Bodová stupnice):

10 - úžasné a dechberoucí pivo – пиво настолько прекрасно, что перехватывает дыхание

9 - výjimečné pivo – исключительное пиво

8 - výborné pivo – пиво отличное

7 - velmi dobré pivo – очень хорошее пиво

6 - dobré pivo – хорошее пиво

5 - lehce nadprůměrné pivo – чуть лучше, чем посредственное

4 - průměrné pivo – посредственное, заурядное пиво

3 - horší pivo – пиво плохое

2 - hnusné pivo – отвратительное, гнусное пиво

1 - nepitelné pivo – пить невозможно

С этой классификацией можно, например, встретиться на известном пивном сайте Pivníci.cz

    А в некоторых странах известны две оценки качества пива:

    1). Пить нельзя, 2). Пить можно.

 

 

Интересно узнать: откуда импортируется пиво и куда экспортируется?

 

Импортное пиво в Чехии не редкость. Ввоз пива (1 миллион гектолитров в год) осуществляется, главным образом, из соседних стран – Австрии, Венгрии, Германии, Польши, Словакии. На Польшу, Венгрию и Словакию приходится примерно 90% всего пивного импорта, и это, в основном, дешевое пиво. 

 

В небольших, но вполне достаточных количествах пиво также импортируется из других стран – Бельгии, Дании, Норвегии,  Голландии и др. В ресторанах, магазинах и пивотеках Праги и других городов представлены все лучшие мировые пивные бренды. Одних только ирландских баров в Праге наберется полтора десятка. В Чехии можно купить любое пиво.

 

Чешское пиво идет на экспорт в 60 стран мира (в количестве 3 млн. гектолитров). Основные объемы закупают Германия, Словакия, Польша, Россия, Швеция, Англия, США, Голландия, Венгрия, Австрия и др. 

 


Как в Чехии реализуется пиво? Где  и кем оно выпивается?


Почти 150 литров пива приходится на душу населения в год. Считается, что это много, а ведь совсем недавно было еще больше – до 160 литров / год (см. график). Что касается вина, то по данным Союза виноделов Чешской республики (Svaz vinařů ČR), ежегодно выпивается 20 литров из расчета на душу населения. Одним словом, пиво в Чехии – вне конкуренции!

 

 

Мужчины пьют больше женщин. По данным Центра по изучению общественного мнения CVVM (Centrum pro výzkum veřejného mínění) в Чехии пиво пьет 90% мужчин и 60% женщин.

 

 

Еще недавно половина всего производимого пива выпивалась в пивных и ресторанах. Однако баланс нарушился, и значимым трендом последнего времени является постоянный рост домашнего потребления пива при одновременном снижении употребления пива в господах и ресторанах. Главная причина этого явления экономическая: люди хотят сэкономить. Как говорит исполнительный директор Чешского союза пивоваров и солодовен: «Если вы покупаете бутылочное пиво, то вы покупаете пиво, а если покупаете пиво разливное, то приобретаете услугу (причем за более высокую цену)». Везде, и Чехия здесь не исключение, бутылочное пиво (в стекле и особенно пластике) дешевле, чем разливное.

 

Уже в 2012 году продажи пива on-trade составили 43%, а off-trade, соответственно 57%.

 

“On-trade” – это реализация пива (продажа и употребление) в ресторанах, кафе, пивных барах, клубах, гостиницах и т.д., то есть в системе общественного питания, секторе гостеприимства (hospitality industry).

 

“Off-trade” – это реализация пива (бутылочного и баночного) через предприятия розничной торговли – как супермаркеты, так и небольшие магазинчики, с употреблением дома.